Видимым основанием монастыря является середина 14 века по Р.Х., когда супруга Димитрия Донского княгиня Евдокия (иже во святых инокиня Ефросинья) после смерти мужа помогала своему малолетнему сыну, получившему в княжение Угличский удел. Благолепию и процветанию монастыря послужило пребывание в ссылке в городе Угличе царицы Марии Феодоровны, матери последнего Угличского князя из рода Рюриковичей, иже во святых убиенного страстотерпца царевича князя Димитрия.
В 1591 году, после убиения царевича Димитрия, ноября 20-го дня здесь совершилось невольное пострижение этой несчастной царицы в иночество с именем инокиня Марфа, после чего она была сослана в монастырь Череповецкой губернии. В то время Богоявленский монастырь был весь деревянный и имел две церкви.
Жизнь монастыря угасала во время смут и возобновлялась, благодаря замечательным личностям Российского государства.
В смутную эпоху, в 1609-11 гг., монастырь подвергся печальной участи разорения: он был совершенно уничтожен польскими бандами, под предводительством Яна Сапеги. «В монастыре малом девическом у Богоявления, что в крепости городской, – говорит летопись, – игуменья Анастасия с тридесятью пятью сестрами и с двумя стами дев и жен множеством посечены бяху, а монастырь весь сожжен и разорен бе…». Богу благоугодно было снова возродить из пепла и развалин разоренную святую обитель. По молитвам убиенных инокинь и стараниями великой старицы Марфы Иоанновны (в миру К.И. Шестовой), матери царя Михаила Федоровича, первого из рода Романовых. Господь внушил великой старице инокине Марфе Иоанновне благую мысль восстановить разоренную обитель. До 1661г. Богоявленский монастырь располагался в стенах Углического кремля. В связи с восстановлением крепостных стен кремля территория монастыря была сильно стеснена, и по ходатайству игуменьи Пелагеи и указу царя Алексея Михайловича Богоявленский монастырь был переведен на место упраздненного храма Иоанна Милостивого.
ХРАМ ФЕДОРОВСКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ УГЛИЧСКОГО
БОГОЯВЛЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ
Храм Федоровской иконы Божьей Матери заложен в 1805г. при игуменье Маргарите, закончен в 1818г. при игуменье Августе.
Этот храм наиболее интересный в Угличе как памятник 19 века, имеет в проекции форму правильного креста (по-гречески квадрифолия). Северный, восточный и южный фасады украшены четырехколонными портиками. С западной стороны в 1837 г. к храму была пристроена трехъярусная колокольня. В нижнем этаже ее располагалась библиотека. После разрушения колокольни в 1930-е годы, храм лишился основной архитектурной доминанты.
Пять сферических куполов храма завершают миниатюрные луковичные главы, покрытые сусальным золотом.
Внутреннее пространство храма расписано в 1822-24гг художником Е. Медведевым. В 1862 г. при игуменьи Еликониде ростовский мещанин Е.Дьяконов обновил росписи сводов и куполов, а все стены храма украсил чудными фресками исцелений, совершившихся по молитвам пред чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери.
На сводах по небесно-голубому фону выполнены четыре огромных клейма:
1. Воскресение Христово.
2. Образ Пресвятой Троицы.
3. Рождество Христово.
4. Богоявление Господне.
В куполе изображение Господа Саваофа и святых апостолов.
В 1700 г. деревянные постройки сменились первой каменной церковью Богоявления Господня с малым алтарем, освященным в честь Смоленской иконы Божией Матери.
БОГОЯВЛЕНСКИЙ СОБОР
В 1853г по проекту К. Тона был построен большой Богоявленский собор на пересечении двух оживленных улиц Ростовской и Петербургской. Он стал одним из самых значительных зданий города. Голубые главы собора видны почти со всех концов древнего города.
Его пять голубых куполов с золотыми звездами – самый яркий образ детских впечатлений об Угличе поэтессы О. Бергольц, жившей в кельях монастыря в 1918-20гг.
Богоявленский женский монастырь славился рукоделием монахинь-золотошвеек: лицевым, орнаментальным шитьем; вышивками шелками, жемчугом, золотыми и серебряными нитями. Здесь сохранялись и передавались секреты создания уникальных произведений декоративно-прикладного искусства.
В 1930г монастырь был закрыт, имущество его реквизировано, 186 монахинь выселены, как «антисоветский элемент». В зданиях устроили коммунальное жилье, школу и др., а в храмах склады. В Богоявленском соборе разместили керосиновую лавку. Часть построек разрушили, в том числе колокольню Федоровской церкви.
В 1970-80-е годы проводились работы по реставрации фасадов и куполов храмов. Но интерьеры их захламленные, запущенные, с поврежденными росписями к концу 20-го века пришли в плачевное состояние.
Только в последние годы появилась надежда на возрождение храмов и возвращение им первоначального назначения.
Фотогалерея
Главная
Реквизиты
Да не оскудеет рука дающего
Как к нам проехать
|